Российская Федерация интегрировала задачи устойчивого развития на национальном уровне в госпрограммы. Так, в Российской Федерации определены национальные цели развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, которые в целом согласованы с ЦУР:
- сохранение населения, укрепление здоровья граждан и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
- реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- экологическое благополучие;
- устойчивая и динамичная экономика;
- технологическое лидерство;
- цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы[1].
Национальные проекты также охватывают все три компонента устойчивого развития: социальный, экономический и экологический
[2].
Для оценки прогресса в достижении ЦУР разработан перечень из 183 национальных показателей.
Перечень разработан в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/71/313 от 6 июля 2017 года по разработке национальных наборов показателей ЦУР, исходя из национальных приоритетов, местных условий и имеющегося статистического потенциала.
Федеральной службой государственной статистики ежегодно публикуется Статистический ежегодник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации».
Сборник 2024 года по ссылке.Также на основе национальных показателей подготавливается Добровольный национальный обзор достижения страной Целей устойчивого развития (ДНО). Российской Федерацией выпущен один «Добровольный национальный обзор» в 2020 году.
Добровольный национальный обзор 2020 года по ссылке.В 2025 году был представлен общественный доклад о ходе достижений ЦУР: «Российская Федерация и устойчивое развитие: обзор достижений, инициативы регионов, бизнеса и гражданского сектора (2020–2025)», в котором представлены 115 передовых практик российских регионов, коммерческих и некоммерческих организаций, направленных на достижение устойчивого будущего.
Общественный доклад 2025 года по ссылке.Для решения задач устойчивого развития привлекается молодое поколение. В 2025 году сформирован Молодежный совет при Спецпредставителе Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения Целей устойчивого развития. За 2025 год состоялось три встречи, где молодежный совет предлагал свое видение будущего «Повестки 2030», а также проекты, которые можно было бы реализовать для успешного достижения ЦУР.
Отдельно стоит упомянуть про ЦУР 13 «Борьба с изменением климата». Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Парижское соглашение, 2015 год). Цель соглашения – удержать держать глобальное
повышение температуры значительно ниже 2°С по сравнению с доиндустриальными уровнями и приложить усилия для ограничения этого роста в рамках 1,5 °С.
В Российской Федерации в 2021 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В стратегии рассматривается возможность достижения устойчивого экономического роста России темпами выше среднемировых при условии адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу, а также рассматриваются два возможных сценария экономического развития страны: инерционный и целевой (интенсивный).
Более того, 4 ноября 2020 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 666
«О сокращении выбросов парниковых газов».
В целях выполнения задач Парижского соглашения в указе президентом была поставлена задача: «Обеспечение сокращения выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года»
[3]. А 6 августа 2025 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, был подписан новый указ о сокращении выбросов парниковых газов Россией, в котором уже ставится более амбициозная цель по сокращению выбросов парниковых газов - к 2035 году до 65-67% относительно уровня 1990 года
[4][5].
Более того, в октябре 2023 года Президентом В.В.Путиным была утверждена новая Климатическая доктрина Российской Федерации, в которой впервые ставится цель о достижении углеродной нейтральности к 2060 году.
В 2022 году в России запущен реестр углеродных единиц. Сегодня в реестре зарегистрировано уже 83 климатических проекта и 34 млн углеродных единиц находятся в обращении
[6], 154 тыс. углеродных единиц зачтены в целях сокращения углеродного следа. Открыта возможность для иностранных лиц открывать счета и осуществлять операции в российском реестре углеродные единиц.
В 2025 остров Сахалин успешно достиг углеродной нейтральности в результате «Сахалинского эксперимента» по достижению баланса выбросов и поглощений парниковых газов
[7].
[1] Указ Президента О национальных целях развития от 7 мая 2024 года http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542[2] https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/ [3] Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов"[4] Указ о сокращении выбросов парниковых газов 2025 год - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508060001[5] ОНУВ или «определяемый на национальном уровне вклад» – это план действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата. Каждая сторона Парижского соглашения должна разработать ОНУВ и обновлять его каждые пять лет.[6] https://carbonreg.ru/ru/[7] https://economy.gov.ru/material/news/sahalin_dostig_uglerodnoy_neytralnosti.html